11 апреля 2024 года в БГПУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы».
Организатор конференции - Центр развития педагогического образования
Цель Конференции
обобщение опыта и определение путей развития педагогической профилизации на уровне общего среднего образования как ключевого механизма привлечения на педагогические специальности мотивированных абитуриентов.
Выставка достижений школ-лабораторий
Перед открытием конференции в холле актового зала была организована выставка достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогическая профилизация: опыт реализации». На выставке были представлены лучшие портфолио, дипломы, исследовательские, творческие работы учащихся и выпускников педагогических классов, а также видеоматериалы, публикации, авторские и коллективные методические разработки педагогов школ-лабораторий УНИК НПО, работали интерактивные площадки.
Пленарное заседание
Открыл конференцию ректор БГПУ Александр Иванович Жук, который подчеркнул значимость данного мероприятия как коммуникационной площадки по обсуждению вопросов реализации профильного обучения педагогической направленности.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай.
Ярким началом конференции стал подготовленный центром развития педагогического образования БГПУ новый видеоролик о «звездном выпуске» педагогических классов.
Ожидаемым событием конференции стало объявление победителя конкурса для учащихся профильных классов педагогической направленности на лучшую эмблему педагогических классов Республики Беларусь. Учащиеся педагогических классов должны были создать эмблему, отражающую цели и ценности педагогических классов, а также представить её описание. Всего на конкурс было прислано около 180 работ из всех регионов Беларуси. Участники студенческого клуба выпускников педагогических классов «ПРОФиль+» Гапеева Марина и Кастрова Яна объявили победителя конкурса.
Победителем стала учащаяся 10 педагогического класса Красненской средней школы Молодечненского района Францкевич Алина.
Интерактивные площадки
Далее для педагогов-участников конференции была организована работа интерактивных площадок по обмену эффективным опытом педагогической профилизации (круглый стол, диалоговая площадка, методический дайджест и др.). В это же время учащихся педагогических классов, которых на конференции было более 80 человек, ожидали интерактивные мероприятия разных направлений и оригинальных форм: ток-шоу, тренинг, деловая игра, практикум, психологическая трансформационная игра, педагогическое кафе.
Продолжила работу конференции серия мастер-классов лучших инновационно работающих педагогов нашей страны. На 8 площадках учителя, педагоги-психологи, представители руководства школ и гимназий представили эффективные формы и методы, которые можно использовать в процессе профильной педагогической подготовки учащихся.
В рамках конференции 12 апреля 2024 года также прошло совместное заседание Ассоциации руководителей и Ассоциации педагогических классов общественного объединения «Белорусское педагогическое общество» на тему «Организационно-методический аспект функционирования профильных классов педагогической направленности: от идеи к качеству». Выездная секция состоялась в ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района».
21 апреля 2022 года в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы».
Цель Конференции – обобщение опыта и определение путей развития педагогической профилизации на уровне общего среднего образования как ключевого механизма привлечения на педагогические специальности мотивированных абитуриентов.
Организатор Конференции – центр развития педагогического образования БГПУ.
В Конференции приняли очное участие более 300 человек, в числе участников – представители администрации и педагогические работники учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы; педагоги, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»; учащиеся педагогических классов; специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки на III ступени общего среднего образования; ученые, ведущие специалисты и практики в области профильного и профессионального педагогического образования, в том числе из стран ближнего зарубежья: разных регионов России (Москва, Нижний Новгород, Красноярск, Якутск, Рязань, Ярославль, Самара, Ставрополь, Липецк, Уфа), Армении, Казахстана.
Выставка достижений
На выставке «Педагогические классы – 2021/2022» свои достижения представили педагоги и учащиеся учреждений общего среднего образования, имеющих статус школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования: средняя школа № 6 г. Минска, средняя школа № 126 г. Минска, гимназия №20 г. Минска, Лошницкая гимназия Борисовского района, средняя школа № 13 г.Борисова, Греская средняя школа, средняя школа № 4 г.Витебска, гимназия №5 г. Витебска, средняя школа №1 г.Мозыря, средняя школа № 8 г.Могилева, средняя школа № 8 г.Слонима.
Также разработками поделились педагоги и учащиеся педагогического класса из средней школы №13 г. Барановичи.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Открыл конференцию ректор БГПУ Александр Иванович Жук. Он отметил, что педагогическое образование носит непрерывный практикоориентированный характер и охватывает все уровни подготовки: от допрофильного и профильного обучения в педагогических классах до повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере образования. А.И. Жук подчеркнул, что в этой системе именно педагогические классы являются фундаментом качественной подготовки педагогических кадров.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай. Он подчеркнул, чтоесли человек пришел в педагогику не случайно, не по ошибке, то он готов к тем трудностям, от которых сбегают из профессии неподготовленные и случайные люди. «В нашей стране создана и эффективно работает система, благодаря которой мы можем минимизировать количество таких случайностей и ошибок. В процессе обучения в педагогических классах создаются условия для осознанного выбора учащимися педагогических специальностей на основе погружения в мир будущей профессии».
К каждой конференции центр развития педагогического образования БГПУ готовит видеоролик о различных аспектах деятельности педагогических классов. В этом году эта традиция была продолжена, и участникам конференции был представлен новый видеоролик, посвященный педагогическим пробам в системе педагогического профиля.
На конференции состоялось объявление и награждение победителей конкурса для учащихся педагогических классов, который был организован студенческим клубом выпускников педагогических классов «ПРОФиль+» совместно с центром развития педагогического образования БГПУ. Победителем в номинации «Лучший маскот» стала Радюк Полина, учащаяся 10 «А» класса средней школы №1 г. Ивацевичи. Победителем в номинации «Лучший слоган» стала Буйко Дарья, учащаяся 10 класса средней школы №1 г.п.Шарковщина.
Интерактивные площадки
На Конференции была организована площадка для презентации педагогического опыта, на которой администрация, педагоги и учащиеся педагогических классов школ и гимназий Беларуси представили различные аспекты деятельности профильных классов педагогической направленности.
Для учащихся и студентов-выпускников педагогических классов в программу Конференции были включены разнообразные креативные мероприятия профориентационной направленности. Многие из них провели сами учащиеся и студенты.
Продолжила работу конференции серия мастер-классов лучших инновационно работающих педагогов страны и зарубежья. На 9 площадках учителя, педагоги-психологи, представители администрации школ и гимназий из разных регионов нашей страны, а также преподаватели Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина представили наиболее эффективные формы и методы профильной педагогической подготовки учащихся.
Справочно.
Первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси с 2015/2016 учебного года. В нынешнем 2021/2022 учебном году работают 556 педагогических классов и групп, в которых обучается 5102 учащихся.
В 2021 году на педагогические специальности в учреждения высшего образования Республики Беларусь поступили около 700 выпускников педагогических классов, что составляет треть от общего числа выпускников педагогических классов (2067 чел.).
В текущем 2021/2022 учебном году в БГПУ обучается 751 студент из числа выпускников педагогических классов.
5 ноября 2019 года БГПУ принимал гостей – участников III Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», которая проходила в рамках Международного научного симпозиума «Непрерывное педагогическое образование – гарант будущего», посвященного 105-тилетию БГПУ.
Цель Конференции – обобщение опыта работы профильных классов / групп педагогической направленности в Республике Беларусь и за рубежом, определение перспектив педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
В этот день в БГПУ пришли те, кто не мыслит себя без развития, те, кто пришел с вопросами и те, кому есть что сказать и чем поделиться, кто открыт новому опыту и настроен на позитивное и плодотворное общение в сообществе педагогических классов.
Более 400 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Эстония, Украина, Армения, Узбекистан) приняли участие в Конференции. В их числе – руководители и специалисты институтов развития образования, представители администрации и педагогические работники учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы; педагоги, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»; учащиеся педагогических классов; специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки на III ступени общего среднего образования; ученые, ведущие специалисты и практики в области профильного и профессионального педагогического образования.
Разнообразием и оригинальностью отличались материалы выставки достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогические классы – 2019/2020», где были представлены лучшие портфолио, дипломы, исследовательские, творческие работы учащихся и выпускников педагогических классов, а также видеоматериалы, публикации, авторские и коллективные методические разработки педагогов школ-лабораторий Кластера.
Пленарное заседание
Открывая Конференцию, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил масштабность нынешнего мероприятия, возросший интерес к идее педагогической профилизации как со стороны педагогического сообщества, так и со стороны будущих педагогов – студентов и учащихся педагогических классов, составивших почти половину числа участников Конференции.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай.
Ректор БГПУ Александр Иванович Жук в своем докладе представил подробную аналитическую информацию о состоянии, статистике, динамике и перспективах развития педагогических классов в нашей стране.
Выступления спикеров по проблемам педагогической профилизации образовательного процесса на пленарном заседании были выстроены в логике бинарных докладов учёных и практиков из Беларуси, России и Эстонии.
Интерактивные площадки
На Конференции была организована работа 8 дискуссионных площадок для различных категорий участников: 4 площадки – для руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов; 4 «цветные» площадки – для учащихся педагогических классов и студентов из числа выпускников педагогических классов.
В серии мастер-классов каждый участник Конференции мог выбрать тот мастер-класс, который представлял для него наибольший интерес, –знакомство с эффективными формами и методами профильной педагогической подготовки учащихся, практиками построения занятий, особенностями организации успешных педагогических проб, проведения тренинговых занятий при изучении психологических модулей и пр.
Справочно
Первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси с 2015/2016 учебного года. В нынешнем 2019/2020 учебном году работают 438 педагогических классов и групп, в которых обучается 4036 учащихся.
В 2019 году на педагогические специальности в учреждения высшего образования Республики Беларусь поступили около 700 выпускников педагогических классов, что составляет треть от общего числа выпускников педагогических классов (2182 чел.).
3 ноября 2017 года в БГПУ состоялась II Республиканская конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы».
Открывая пленарное заседание конференции, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил, что всех собравшихся сегодня в этом зале объединила общая миссия – создание системы непрерывного педагогического образования, в основе которой – профильная подготовка будущих педагогов еще со школьной скамьи.
С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель министра образования Республики Беларусь Раиса Станиславовна Сидоренко, которая подчеркнула, что введение профильных классов педагогической направленности − один из перспективных проектов Министерства образования Республики Беларусь, а также заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Романовна Якубович.
В видеоролике с говорящим названием «Выпускной альбом», представленном участникам конференции на пленарном заседании, нашли отражение самые яркие, ключевые моменты школьной жизни учащихся педагогических классов республики.
В докладе «Педагогические классы – осознанный старт в профессию» А.И. Жук отметил, что важнейшая задача университетов – поиск, отбор, привлечение не просто хорошо подготовленных, но внутренне мотивированных на выбор той или иной специальности абитуриентов, которые имеют осознанный и устойчивый интерес к избранной сфере профессиональной деятельности.
В своем выступлении ректор Минского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Владимировна Ситникова поделилась опытом организации педагогической профилизации в Минской области.
Директор гимназии № 20 г. Минска Леонид Иванович Абрамов рассказал о многолетней системной работе по привлечению ребят к педагогической профессии.
БГПУ поддерживает высокое качество методической помощи для реализации новых возможностей педагогической профилизации в школе. Данной проблеме было посвящено выступление начальника ЦРПО кандидата педагогических наук, доцента Александры Валентиновны Позняк.
Педагоги и учащиеся средней школы № 126 г. Минска продемонстрировали презентацию «Живая газета» о деятельности V-IX экспериментальных классов.
Директор Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Владимировна Шеститко в своем докладе остановилась на специфике работы учителей в профильных классах педагогической направленности.
О развивающем потенциале факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» рассказал один из авторов данной программы, доктор психологических наук, профессор БГПУ Александр Павлович Лобанов.
Завершила пленарное заседание студентка первого курса Института инклюзивного образования БГПУ, выпускница педагогического класса Дарья Андреевна Богушевич, которая представила свое видение опыта обучения в педагогическом классе в выступлении «Педагогический класс – взгляд изнутри».
В рамках конференции работали пять дискуссионных площадок для различных категорий участников (руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов, учащихся педагогических классов) и состоялась серия мастер-классов, где были представлены наиболее эффективные формы и методы профильной педагогической подготовки учащихся.
16 июня 2016 года в БГПУ состоялась первая республиканская конференция «Педагогические классы: опыт, проблемы, перспективы».
Перед началом конференции была организована выставка достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогический класс – 2015/2016». Учащиеся педагогических классов школ-лабораторий (ГУО «Средняя школа № 6 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 126 г. Минска», ГУО «Гимназия № 20 г. Минска») представили свои портфолио, дипломы, сертификаты, награды, свидетельствующие об учебных, творческих и спортивных достижениях, познакомили с результатами недавно завершившегося проекта «Лидер» и др.
В работе конференции приняли участие 40 учащихся педагогических классов, более 160 педагогов, директоров и заместителей директоров учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы, приехавшие со всех областей республики, а также представители управлений образования, институтов развития образования из всех областей и г. Минска, преподаватели и студенты БГПУ.
Информационную поддержку работы конференции обеспечивали газеты «Рэспубліка», «Звязда», «Настаўніцкая газета», «Мінскі кур’ер», научно-методический журнал «Адукацыя і выхаванне».
На интернет-портале БГПУ велась онлайн-трансляция конференции.
Открыл конференцию ректор БГПУ Александр Иванович Жук. Он отметил, что всех собравшихся в этом зале объединила общая миссия – создание системы непрерывного педагогического образования, в основе которой – профильная подготовка будущих педагогов еще со школьной скамьи.
С приветственным словом к собравшимся обратились Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Александр Иванович Сегодник и заместитель Министра образования Республики Беларусь Раиса Станиславовна Сидоренко, которая подчеркнула, что введение профильных классов педагогической направленности один из перспективных проектов Министерства образования.
Пленарное заседание началось с видеоролика, посвященного работе педагогических классов республики.
С докладом «Педагогические классы: прошлое, настоящее, будущее» выступил ректор БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Александр Иванович Жук.
Региональный опыт педагогической профилизации на примере Гродненской области представила ректор Гродненского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Антоновна Сергейко.
С сообщениями об организации педагогических классов в учреждении общего среднего образования с позиции менеджера выступили: директор СШ № 6 г. Минска Галина Ивановна Гетманчук, директор СШ № 126 г. Минска Елена Николаевна Коресташова, директор гимназии № 20 г. Минска Леонид Иванович Абрамов.
Завершили первую часть пленарного заседания учащиеся педагогического класса СШ № 3 г. Смолевичи Минской области Анна Шаройкина и Александра Виноградова, которые представили свое видение педагога школы будущего.
Вторая часть пленарного заседания началась с подведения итогов и награждения педагогов – победителей конкурсов на лучшую методическую разработку факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. 10-11 класс» и на лучшую виртуальную «визитку» педагогического класса. Дипломы и памятные подарки победителям вручил ректор БГПУ А.И. Жук.
Педагоги-победители конкурса на лучшую методическую разработку — Татьяна Олимповна Сайковская, учитель ГУО «Средняя школа №8 г. Полоцка» и Екатерина Михайловна Сидорук, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №9 г. Кобрина» поделились размышлениями об опыте работы в педагогических классах.
В работе конференции приняли активное участие учащиеся педагогических классов: ученица Греской средней школы Минской области Татьяна Страхович назвала свое выступление «Учитель, которого мы выбираем», с сообщениями «Педагогическая профессия: начало пути» и «Педагогические пробы как первые шаги в педагогическую профессию» выступилиДанута Власовец, учащаяся педагогического класса Греской средней школы Минской области, и Ульяна Грунина, учащаяся педагогического класса СШ № 4 г. Витебска.
Во второй половине дня работа конференции была продолжена по секциям.
СЕКЦИЯ 1
Для представителей администрации и педагогов учреждений общего среднего образования был организован круглый стол «Перспективы педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования».
В рамках круглого стола состоялась презентация образовательных программ ИПКиП БГПУ для специалистов образования, обеспечивающих профильное обучение педагогической направленности. Перед собравшимися выступили директор ИПКиП БГПУ Ирина Владимировна Шеститко, кандидат педагогических наук, доцент, и декан факультета повышения квалификации специалистов образования ИПКиП БГПУ Ольга Валерьевна Клезович, кандидат педагогических наук, доцент.
В рамках круглого стола была организована работа дискуссионной площадки и «Кабинета эксперта», на которых обсуждались проблемы педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования. Большой интерес присутствующих вызвали выступления Елены Александровны Бельницкой, методиста управления мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и Галины Ивановны Юшкевич, методиста ГУО «Минский областной институт развития образования».
СЕКЦИЯ 2
Для педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», и учащихся педагогических классов, была организована серия мастер-классов.
Первый мастер-класс по теме «Престиж учительской профессии» провела заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 20 г. Минска» Наталья Ивановна Дереклеева. Освоение темы занятия предусматривается в рамках изучения педагогического модуля 1. «В мире педагогической профессии».
Ведущей второго мастер-класса стала Ангелина Ивановна Василькова, педагог ГУО «Средняя школа № 126 г. Минска». Тема занятия «Секреты нашей памяти» изучается в Х классе в рамках освоения психологического модуля 2. «Человек познающий: практическая психология познания».
Третий мастер-класс «Технология реализации интерактивных методов проведения факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию”» носил обучающий характер. Ведущая мастер-класса кандидат педагогических наук, доцент кафедры частных методик факультета повышения квалификации специалистов образования ИПКиП БГПУ Елена Савельевна Шилова продемонстрировала такой метод проведения занятий, как турнир-викторина. Педагоги и учащиеся педагогических классов стали непосредственными участниками мастер-классса и смогли проработать технологию реализации данного метода в «реальном времени».
Состоявшаяся конференция стала площадкой для подведения итогов, обобщения сделанного за год, обмена опытом, выработки перспективных направлений дальнейшего развития педагогических классов в Республике Беларусь.