Онлайн-тестирование уровня эмоционального интеллекта
Онлайн-тестирование уровня эмпатии
ПОКАЗАТЕЛИ НИЗКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья подготовлена по материалам сайта 4brain. ru
Когда в 1964 году понятие эмоционального интеллекта впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда способствовал успеху в жизни.
Эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека, хотя существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим, поэтому данное утверждение верно отчасти. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то стоит обратиться именно к эмоциональному интеллекту. Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, принимаем решения, достигаем целей.
Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта: при наличии множества диагностических методик, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную и достоверную его оценку.
В данной статье приведем перечень признаков, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта.
1. Вы легко поддаетесь стрессу
Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.
2. У вас низкий уровень ассертивности
Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.
Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.
3. У вас ограниченный эмоциональный словарь
Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.
Человек с низким эмоциональным интеллектом будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким эмоциональным интеллектом скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.
4. Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
Люди с низким эмоциональным интеллектом быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для лидеров, так как их идеи влияют на десятки других людей.
Аутсайдеры в эмоциональном интеллекте боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.
5. Вы обидчивы
Обида — это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.
6. Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.
Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.
7. Вы не знаете своих триггеров
У всех есть триггеры — ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.
8. Вы не сердитесь
Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.
Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.
Желаем вам удачи!
Как повысить уверенность в себе
Статья подготовлена по материалам сайта 4brain. ru
Уверенность в себе — это не внешность, деньги или дипломы, висящие на стене. Это внутреннее ощущение, мировоззрение, жизненная философия — то, что можно прививать и воспитывать. Конечно, настоящая, истинная уверенность приходит далеко не сразу (потому что для этого нужно одновременно укротить свое эго и стать скромнее), однако при помощи некоторых методик и инструментов вы можете получить первые результаты уже в течение нескольких недель. Вот эти техники.
1. Начните чувствовать себя уверенно прямо сейчас
Перестаньте ждать, когда что-то случится, прежде чем вы начнете чувствовать себя уверенно. Многие люди говорят себе следующее:
• Я буду чувствовать себя уверенно, когда сброшу 10 килограммов.
• Я буду чувствовать себя уверенно, когда у меня будут отношения с кем-то, кто любит и ценит меня.
• Я буду чувствовать себя уверенно, когда получу диплом.
• Я буду чувствовать себя уверенно, когда у меня будет подходящая машина и одежда.
Несмотря на то, что нужно добиваться целей для того, чтобы уверенность была настоящей, она не появится, если вы не начнете верить в себя.
Перестаньте ждать какого-то внешнего сигнала, чтобы начать чувствовать себя уверенно. Вместо этого начните чувствовать себя уверенно прямо сейчас, независимо от того, где вы находитесь или что происходит вокруг вас.
2. Будьте находчивы
Большинство людей сами себя вводят в невосприимчивое состояние, перед тем, как начать действовать. Это состояние создается мыслями, эмоциями и физиологией.
Вот примеры:
• Перед тем, как зайти в кабинет начальника, человек накручивает себя, что он недостоин новой должности или прибавки к зарплате и находит тысячи обоснований для этого.
• Перед началом важной презентации, он сутулится, боится, начинает нервничать.
• Перед разговором с человеком противоположного пола, который ему нравится, думает, что у него нет никаких шансов, ведь он глуп или некрасив.
Доктор философии Пол Маккена говорит, что уверенные в себе люди делают противоположное: прежде чем предпринимать какие-либо действия, которые связаны с неопределенностью и риском, они должным образом настраиваются на вызов, относясь к нему с азартом, энтузиазмом и решимостью.
3. Притворитесь, что вы уверены в себе
Говорят, что Сальвадор Дали был невероятно застенчив. Для художника, желавшего обрести славу, это было сродни приговору. Но его дядя дал ему следующий совет: притворяться экстравертом. Дали последовал ему и стал вести себя соответствующе — не бояться идти на контакт с самыми разными людьми. Вскоре он стал тем, кем притворялся.
4. Действуйте в стиле «Если бы»
Так как же притвориться? Действуйте так, как «если бы». Задайте себе следующие вопросы:
• Если бы я был уверен в себе, как бы я двигался?
• Если бы я был уверен, как бы я сидел?
• Если бы я был уверен, как бы я одевался?
• Если бы я был уверен в себе, как бы я разговаривал? Что бы я сказал сейчас?
• Какие бы мысли проносились в моей голове?
А затем просто возьмите свои ответы и начните применять их. Делайте это последовательно и совсем скоро поверите в себя.
5. Идите небольшими последовательными шагами
В первом пункте этой статьи мы утверждали, что вам нужно чувствовать себя уверенно прямо сейчас, независимо от того, где вы сейчас находитесь и как себя чувствуете. Однако это легче сказать, чем сделать. Вот конкретные меры.
• Представьте себе, что есть другая версия вас, стоящая или сидящая напротив. Эта версия немного более уверенна, чем вы.
• Теперь спросите себя, что вам нужно сделать, чтобы иметь возможность стать этой уверенной версией себя. Вам нужно быть более напористым? Вам нужно разбить свои цели на части, чтобы вы могли начать реализовывать их поэтапно? Есть ли навык, который нужно развивать? Начните делать это.
• Как только вы начнете делать шаги в правильном направлении, представьте еще раз, что напротив сидит более уверенная версия вас, в разы увереннее. Она более харизматична и находчива. Что вам нужно сделать, чтобы стать ею? Сделайте это.
• Продолжайте воображать версии себя, которые более счастливы, с большим энтузиазмом, более страстны и более решительны. Продолжайте предпринимать действия, чтобы становиться этими лучшими версиями себя, пока не почувствуете, что переполнены уверенностью.
• Лучше заботьтесь о себе
Уверенные в себе люди заботятся о себе:
• Едят здоровую пищу.
• Ведут здоровый образ жизни
• Медитируют, читают.
• Не накручивают себя.
Когда вы заботитесь о себе, то даете себе же понять, что считаете себя важным и достойным заботы и внимания. И, в конце концов, ваша уверенность в себе зависит от того, что вы говорите себе о себе.
7. Всегда готовьтесь
Один из лучших способов быть уверенным в любой ситуации — сделать свою домашнюю работу заблаговременно и полностью подготовиться к тому, что вас ждет. Например, если вы должны подготовить презентацию на уроке, семинаре, конференции, сделайте следующее:
• Убедитесь, что вы нашли время для проведения необходимых исследований.
• Разработайте несколько альтернатив.
• Выберите альтернативу, которую вы считаете лучшей, и получите все необходимые данные.
В конце концов, как вы можете чувствовать себя уверенно в ситуации, к которой недостаточно подготовлены?
8. Визуализируйте
Это, пожалуй, один из самых мощных инструментов для уверенности в себе. Когда вам нужно сделать что-то важное, что находится вне зоны вашего комфорта, и вы обеспокоены тем, что не добьетесь успеха, визуализируйте себя в ситуации, в которой отлично справляетесь.
В качестве иллюстрации предположим, что вы должны выступить перед конкурсной комиссией. Выполните следующие действия:
• Найдите момент, чтобы закрыть глаза и увидеть себя стоящим перед комиссией, уверенным в себе и безупречно произносящим свою речь.
• Увидьте себя в воображении спокойно отвечающим на каверзные вопросы членов комиссии.
• Представьте, как после презентации все подходят к вам, благодарят и жмут руку.
9. Замечайте ситуации, когда делаете все хорошо и правильно
Вот несколько идей, которые вы можете применить уже сейчас:
• Ловите себя на том, что хорошо с чем-то справляетесь, даже если это банально. Как, к примеру, вы мастерски сегодня заварили чай, расплескав всего лишь половину чайника!
• Когда вы отмечаете свой успех, похвалите себя и виртуально похлопайте себя по спине.
• Позвольте себе почувствовать гордость от выполненной работы.
• Делайте так как можно чаще.
Желаем вам удачи!
Список слов с трудной постановкой ударения (читать ежедневно вслух).
По материалам статьи Н. Грейс http://umapalata.ru/
баловАть
диспансЕр
договОр
докумЕнт
закУпорить
зубчАтый
Искра
каталОг
квартАл
кремЕнь
партЕр
принУдить
ремЕнь
апострОф
аристокрАтия
арбУз
безУдержный
брОня (закрепление чего-либо за кем-либо)
бронЯ (защитная облицовка из стали)
буржуазИя
валовОй
втОргнуться
гЕнезис
дозвонИться (дозвонЮсь, дозвонИшься)
дремОта
завИдно
зАговор
зазвонИть (позвонИть, звонИт, звонЯт)
каучУк
квартАл
кедрОвый
красИвее
кУхонный
ломОть
лоскУт
мастерскИ
мЕльком (мелькОм)
нАбело (тоже неправильно прочли? )
нАголо (наголО)
намЕрение
облегчИть
освЕдомить
откУпорить
пОхороны (на похоронАх)
премировАть
санитарИя
созЫв
фенОмен (феномЕн)
хлОпок — хлОпковый
хозЯин (хозЯева)
чЕрпать
щавЕль

ЯРМАРКА ИДЕЙ (художественный фильм 2018) SCIENCE FAIR (2018)
Сюжет: Девять учеников старших классов из разных уголков планеты вступают в соперничество, терпят неудачи и выплёскивают гормоны на пути к победе на Международной научной ярмарке. Только один из них победит и получит главный приз!

Одаренная (США, 2017)
В центре событий этой захватывающей драмы главный герой по имени Фрэнк Адлер, который становится опекуном своей семилетней племянницы после трагической кончины ее матери, сестры мужчины. Фрэнк души не чает в девочке, делая все, чтобы она жила счастливой жизнью, в чем ему помогает его лучшая подруга Роберта. Так они вдвоем и живут в маленьком городке на побережье в штате Флорида. У малышки по имени Мэри феноменальные способности в математике. Это, помимо других, замечает и школьная учительница девочки – Бонни. Она говорит приемному отцу, чтобы тот больше внимания уделял развитию способностей ребенка, ведь такой дар нельзя загубить. Однако наш герой хочет, чтобы у Мэри было нормальное, человеческое детство со всеми его радостями. Но планы парня о спокойной школьной жизни для девочки рушатся, когда о математических способностях ребенка узнает грозная мать Фрэнка Эвелин, у которой свои представления о будущем внучки, и ради этого она готова даже разлучить Мэри с Фрэнком. Однажды на пороге дома появляется бабушка малышки и заявляет, что обычная школа убивает талант будущего гениального математика, поэтому нужно срочно что-то менять в образе жизни, воспитании и образовании дитя. Фрэнк не может согласиться с этим и отстаивает свою точку зрения. Однако бабушка не отступает. Теперь главному герою нужно доказывать в суде свое право на опекунство, показав, что он, как никто другой, может дать Мэри все, что ей нужно, ведь он так ее любит и не представляет своей жизни без нее...

Чудо (США, 2017)
В основу фильма лёг роман «Чудо» (2012) писательницы Р.Паласио. С одной стороны мальчик Август Пулман такой же как и другие мальчишки его возраста — любит ходить на дни рождения к друзьям, играть в компьютерные игры, фанатеет от «Звездных войн», играет со своей собакой, ссорится и мирится со старшей сестрой. А с другой — он совсем не такой как другие мальчишки его возраста. Во-первых, Август никогда не ходил в обычную школу — с первого класса с ним дома занималась мама. Во-вторых, Август перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки у Августа нет лица. И вот такой мальчик должен пойти в школу. В первый раз. К обычным детям.

Это мы не проходили (СССР, 1975)
Герои фильма — студенты педагогического ВУЗа, те, кому спустя год-два предстоит нести знания школьникам, «сеять разумное, доброе, вечное». А пока — студенческая практика, далеко от стен родного ВУЗа, где они впервые встретятся на уроке со школьниками не в присутствии своих педагогов, тех, с кем жизнь сталкивает их ежедневно в институте, а с теми, кто уже не первый год работает в школе. Здесь им предстоит, что называется, учиться жизни, сдавать экзамены не только преподавателям, но и доказывая свои педагогические способности детям. Каждый из студентов не раз задумается о правильности сделанного выбора, но они сумеют изменить школу, о многом заставят задуматься и опытных педагогов, и учеников, в конце концов, даже станут, так сказать, «своими». Но испытаний придется пройти немало. Добиться авторитета у преподавателей и детей – дело ведь совершенно непростое…

Кыш и Двапортфеля (СССР, 1974)
Экранизация повести Юза Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Герои фильма - первоклассник Алеша Сероглазов, получивший из-за своего маленького роста в первый же день посещения школы прозвище "Двапортфеля", а также маленький щенок Кыш, которого, как оказалось, надо защищать и воспитывать, чтобы оставить дома навсегда.

Чудак из 5 «Б» (СССР, 1972)
По мотивам повести Владимира Железникова «Жизнь и приключения чудака». Весёлая история о том, как пятиклассника Борю, непоседу и выдумщика, назначили вожатым в первый класс. Не восприняв это вначале серьезно, мальчик постепенно проникся интересом к новым и неожиданным для него обязанностям

Урок литературы (СССР, 1968)
Интересный и нестандартный фильм времен Оттепели, снят по по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья». Как-то раз, устав от нелюбимой работы, учитель литературы Константин Михайлович твердо решает говорить только правду и ничего кроме правды. Он покидает школу, ссорится со своей подругой Леной, с будущей невестой Ниной, которую беззаветно любит, но он продолжает говорить только чистую правду и ему начинает нравится такая "правдивая" жизнь.

Перед экзаменом (СССР, 1977)
Фильм снят по рассказу Виктории Токаревой «Инструктор по плаванию». Героиня фильма — 18-летняя Таня Гусакова. Так и не решив, какую профессию ей следует избрать, по настоянию матери готовится сдавать экзамены в педагогический институт. Поругавшись с мамой и подругой, Таня бредет по улице, и незнакомка дарит ей билет в театр. На спектакле рядом с героиней сидит тот, с кем не пошла на спектакль незнакомка. Так Таня знакомится с Иваном, инструктором по плаванию, который давно смирился с однообразной и неинтересной ему самому жизнью. Это странное знакомство убеждает Таню в необходимости более серьёзно отнестись к своему будущему…

Последняя двойка (СССР, 1978)
Однажды, по непонятным причинам, весьма любознательный шестиклассник Миша Андреев потерял интерес к учебе. Парень даже смирился с тем, что останется на второй год. Однако случай сводит Мишу с молодыми учеными - соседом Павлом Петровичем и его другом Леваном - и на глазах у изумленных одноклассников двоечник становится отличником…

Переходный возраст (СССР, 1968)
Художественный фильм по мотивам романа В. Киселёва «Девочка и птицелёт». В картине звучат стихотворения сына прозаика – известного советского поэта Леонида Киселева. У героини фильма - семиклассницы Оли - поистине счастливое детство: у нее замечательные родители, друзья, с которыми ей интересно не только в школе. А еще у нее есть дар, который выделяет ее средировесников, - она пишет стихи, поражающие взрослых своей недетской мудростью…Четырнадцатилетняя Оля увлекается химией и мастерит летательный аппарат. Подружившись со второгодником Колей, она помогает ему преодолеть страх, который тот испытывает всякий раз у доски. Они много времени проводят вместе и знают, что нужны друг другу.

Перед классом (США, 2008)
С шести лет Брэд страдает синдромом Туретта. Его симптомы — частые моторные и вокальные тики, которые невозможно подавить. Тем не менее, Брэд бросает вызов всем барьерам и неприятностям, и даже двадцать четыре отказа подряд не останавливают его на пути к своей мечте — стать учителем.

История Рона Кларка (США, Канада, 2006)
В этой драматической ленте, основанной на реальных фактах, педагог-идеалист оставляет провинцию, чтобы преподавать в одной из школ Нью-Йорка, имеющей дурную славу, где он использует всю свою страсть и инновационные методы, чтобы вдохновить и зажечь сердца своих новых учеников.

Юлия Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
Меня очень радует постоянное стремление родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми. Читатели часто обращаются с просьбой написать «больше» или «что-нибудь еще». Эти просьбы вдохновляют и заставляют думать об углублении и расширении главных тем, которым посвящена эта книга. Надеюсь, в скором будущем мне удастся выполнить пожелания читателей. Хочется добавить, что все ответы на вопросы «Как…?», которые вы здесь находите, относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
Порой с детьми бывает очень тяжело, ведь упустив всего один момент, можно потерять связь со своим чадом, и тогда найти общий язык будет крайне сложно. Дети сегодня видят и понимают иногда лучше взрослых, они знают, за какие струны нужно дергать, чтобы получить желаемое. И в этой битве, между ребенком и взрослыми, часто побеждают именно дети.

Валентин Распутин. Уроки французского
Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы. 1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия. История о том, что учитель прежде всего должен быть добрым и благородным человеком, который находит общий язык и стремится помочь, а в случае неудачи – никого в том не винит.

Павел Ольховский, Константин Евстафьев. Последняя гимназия
Еще одна история о буднях и проблемах ШКИД, только более жесткая и даже жестокая. Особенно жестокой она оказывается по отношению к Виктору Сороке-Росинскому (выведенному в «Республике ШКИД» под именем Викниксор), разрушая ту благостную и идиллическую картину, которую нарисовали Белых и Пантелеев, и изображая его авторитарным, недальновидным и в чем-то даже непрошибаемо тупым. Не нам решать, какая из пар авторов была «более права» - просто стоит взять на заметку, что в человеческих взаимоотношениях истин бывает несколько, особенно когда речь идет о воспитании детей. И вас одни ученики могут обожать, а другие тихо ненавидеть. Главное – не опускать руки и двигаться к общей цели.

Григорий Белых, Леонид Пантелеев. Республика Шкид
Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать «человеческой пылью», если бы молодая Советская республика с первых лет своего существования не начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества будущих граждан, сделавшихся с детства «бывшими людьми». История о «приручении» диких и неуправляемых детей, рассказанная с точки зрения этих самых детей, очень любопытна и поучительна. Можно увидеть, из чего возникают подростковые бунты, как заработать у детей дешевую, но мимолетную, популярность и как заслужить бесконечное доверие и уважение.

Шалва Амонашвили “Как живете, дети?”
Вопрос — как любить детей — вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества. Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам. Для гуманной педагогики это аксиома.

Шалва Амонашвили «Здравствуйте, дети!»
В пособии раскрывается опыт работы с шестилетними детьми в подготовительном классе школы. В нем автор обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

Василий Сухомлинский “Сердце отдаю детям”
Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

Антон Макаренко “Флаги на башнях”
В «Педагогической поэме» меня занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, как изобразить борьбу человека с собой, борьбу более или менее напряженную. Во «Флагах на башнях» я задался совсем другими целями. Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение. А.С. Макаренко